Некрасиво, но необходимо

Как уличная торговля распространилась в постсоветской России?

В 1992 году в постсоветской России розничной торговле было разрешено выходить из магазинов на улицы, где люди теперь могли продавать вещи из рук в руки, со стендов и киосков. Уличные торговцы сразу же наводнили страну, и рынки под открытым небом расширились и размножились. Через несколько лет, по некоторым оценкам, более 30 миллионов человек, или почти половина экономически активного населения России, были вовлечены в торговлю. Впервые этот феномен подробно исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Хлевнюк.

Январские революции

По мере приближения России к 1992 году она столкнулась с надвигающимся кризисом голода, имела систему карточного нормирования и испытывала острую нехватку всех основных товаров. В этих условиях 2 января 1992 года правительство приняло решение, которое было не чем иным, как революционным — оно почти полностью изменило контроль над ценами. Ожидалось, что свободный рынок насытит потребительский спрос и оставит бесконечные очереди в прошлом, а цены со временем стабилизируются.

Но этого не произошло.

Стоимость продуктов питания выросла в 3–3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 года, но дефицит продолжался. Вину возложили на «монополию в неприватизированной экономике», и было принято решение усилить приватизацию.

Затем последовал Указ Президента о свободе торговли от 29 января 1992 года. Изменение, опять же, было революционным, поскольку указ позволял:

  • все, юридические и физические лица, чтобы продавать вещи без подачи заявки на лицензию;
  • продажа чего-либо, кроме определенных предметов, на которые распространяются правовые ограничения, таких как оружие, боеприпасы, наркотики, транспортные пропуска и некоторые другие;
  • торговля в любом месте в пределах «областей, обозначенных исполнительной властью … в том числе из рук в руки, от стендов и транспортных средств».

Компенсация для людей

Продавцы и покупатели вышли на улицы. Частная торговля распространялась как вирус, и вскоре властям пришлось навязать некоторые меры контроля. Следующие цифры дают некоторое представление о масштабе:

  • за первые шесть месяцев 1992 года частными продавцами было продано товаров на 112,1 млрд. рублей, или около 13% всего розничного товарооборота;
  • за первые десять месяцев 1992 года оборот уличных торговцев достиг 329 миллиардов рублей, или в три раза больше, чем у частных розничных магазинов.

Приняв новую политику, правительство стремилось стимулировать развитие потребительского рынка, поддерживать конкуренцию и противодействовать монополии. Причина, по которой русские переполняли стихийные базары, была прагматичной, поскольку товары всегда были в наличии и были намного дешевле, чем в официальных магазинах.

Однако это был не только вопрос экономики и потребительской выгоды. По словам Хлевнюка, «Указ о либерализации торговли был обусловлен важными политическими и социальными мотивами. Отказавшись в адекватной компенсации за рост цен и безработицу, людям, по крайней мере, была предоставлена ​​некоторая свобода в попытках решить свои постоянно растущие проблемы ».

Кто торговал

В то время как невозможно описать точный профиль частных поставщиков в России 1990-х годов, поскольку никто не следил за ситуацией в то время, можно предположить, что они включали:

  • мелкие реселлеры с соответствующим опытом;
  • люди без соответствующего опыта, которые торговали, чтобы пережить «шоковый переход к свободному рынку»;
  • выходцы из соседних постсоветских республик (Украина, Беларусь);
  • «челноки», импортирующие дешевые товары из других стран.

Некоторые иностранцы, посещающие Россию, также извлекли выгоду из ситуации. Глава администрации Красноярского края сообщил в июне 1992 года: «Толпы до 3000-5000 человек собираются на платформах в ожидании международных поездов, чтобы купить товары [у пассажиров], которых не хватает. По нашим данным, только один такой поезд, проходящий через наш регион, продает товаров на 4-5 миллионов рублей, и столько же наличных денег изъято из обращения ».